Первые соревнования РобоКросс, 2010 год

Updated: Jul 13, 2018

В дни проведения очередного "РобоКросса" интересно вспомнить как все начиналось...


В июле 2010 года во время смены "Инновации и техническое творчество" Всероссийского молодежного образовательного форума "Селигер-2010" состоялись первые в России соревнования автомобилей-роботов "РобоКросс", организованные Фондом "Вольное Дело" в рамках программы "Робототехника, инженерно-технические кадры инновационной России". Руководителем проекта являлся Алексей Корнилов, руководителем соревнований - Максим Петров.


Компания "Техновижн" приняла учатие в организации соревнований в качестве партнера Программы "Робототехника", представила типовое решение беспилотного автомобиля на базе "ГАЗели-Бизнес" (именно эта машина на 0:45 на видео), а специалисты компании осуществляли подготовку площадки соревнований, техническую и методическую поддержку участников.




Идея проекта появилась у А.Корнилова и М.Петрова на втором Всероссийском молодежном инновационном конвенте в Санкт-Петербурге в декабре 2009 года в ходе обсуждения дальнейших перспектив Программы "Робототехника" после представления ее В.В.Путину: было понятно, что для Программы уже было актуально показать ее способность готовить кадры для решения реальных задач.


К этому моменту тема беспилотных транспортных средств интенсивно развивалась - уже прошли соревнования Grand Challenge 2004 и 2005 годов, в Евроме стали ежегодно проводиться "испытания беспилотных танспортных средств" - ELROB, еще с 1993 года проводились международные студенческие соренования IGVC - Intelligent Ground Vehicle Competition. Было понятно, что задачи автоматического управления транспортными средств на данный момент не являются более «прорывными», а служат демонстрацией уровня подготовки инженерно-технических кадров, их умения работать с современными технологиями и решать нестандартные задачи. Поэтому соревнования мобильных систем уже входили на тот момент в программу Всероссийского робототехнического фестиваля.

Соревнования мобильных систем на Всероссийском робототехническом фестивале

Идея проекта состяла в том, чтобы тем участникам соревнований мобильных систем, продемонстрировавшим значимые результаты, предоставить реальные автомобили, чтобы они показали, как могут решить аналогичную задачу, но уже в реальных условиях.


Фактически участники использовали все тот же комплект оборудвания от компании "Техновижн", что и в "Мобильных системах", но меняли ходовую часть - вместо малогабаритного шасси из конструктора "ПРОФИ" использовали "настоящий" автомобиль.

Для построения маршрута показалось логичным использовать систему ГЛОНАСС, которая как раз начинала внедрятся в то время...



Идею соренования прямо там же, на Конвенте, обсудили с заместителем руководителя Федерального агентства по делам молодежи А.Б,Повалко и главным конструктором ГЛОНАСС Ю.М.Урличичем, и получили их одобрение, после чего идею поддержал и заместитель директора Фонда "Вольное Дело" В.Н.Пронькин.

Слайд из презентации проекта

23 декабря 2009 года на Третьем форуме московской молодежи было объявлено о проведении первых в России соревнований «беспилотных» автомобилей.


Задачи проведения соревнований были определены как:

  • повышение качества подготовки инженерных кадров;

  • стимулирование разработки интеллектуальных автомобильных технологий;

  • продвижение и поддержка талантливой молодежи, предоставление им возможности прямого контакта с работодателями, укрепление их позиций в своих учебных заведениях

Командам-участницам соревнований было предложено представить транспортное средство, способное самостоятельно, без водителя или дистанционного управления, в полностью автоматическом режиме совершить пробег по трассе на берегах озера Селигер, заданной координатами контрольных точек: фактически, это был тот же формат задания, что и в Grand Challenge-2004.

Таким образом, командам не требовалось решить задачи планирования маршрута, обнаруждения динамических объектов на трассе и даже можно было обойтись без идентификации ее границ, а следовало лишь разработать интерфейс для управления реальным автомобилем, поскольку основные алгоритмы управления уже были продемонстрированы командами в соренованиях на Фестивале.

По итогам Всероссийского робототехнического фестиваля шесть команд получили автомашины "ГАЗель-Бизнес" от "Группы ГАЗ" и несколько месяцев на их переоборудование.

Информация о соревнованиях на Всероссийском робототехническом фестивале

Техническую и методическую поддержку соревнований обеспечивали специалисты компании "Техновижн", представившие типовое решение беспилотного автомобиля на базе автомобиля "ГАЗель-Бизнес", а в ходе соревнований - взяли на себя подготовку трессы, технической зоны, застройку площадки и пр. Консультирование команд по оборудованию ГАЗелей взяли на себя специалисты "Группы ГАЗ".


Предварительные заявки подавали более десятка команд, в том числе использовавших собственные шасси, а не "ГАЗель-Бизнес", к месту проведения соревнований прибыли шесть, представляющих:

  • Московский автодорожный институт,

  • Ковровскую государственную технологическую академию,

  • Саратовский государственный технический университет,

  • Рязанский государственный радиотехнический университет,

  • Нижегородский автомеханический техникум,

  • Нижегородский государственный университет им.Лобачевского.



Три команды смогли полностью преодолеть заданный маршрут. Победителем соревнований стала команда «Red Eyes» из г.Коврова, использовавшая в качестве основы для своей конструкции автомобиль "ГАЗель-Бизнес".


С 2011-го года соревнования РобоКросс проводятся на регулярной основе, и в планах на 2012 года было выйти на "дороги общего пользования" (в частности - провести соревнования на той, что идет мимо территории лагеря в Нилову пустынь), а в 2014 - устроить приуроченный к Олипиаде пробег беспилотников в Сочи или Питер, что на тот момент представлялось вполне реальным.


Трасса, планировавшаяся для РобоКросса-2012

Однако позже руководством Фонда "Вольное Дело" было принято решение не изменять формат "РобоКросса" и ориентироваться на задачи "Группы ГАЗ", ставшей партнером проекта.


С 2013-го года соревнования проводятся на полигоне автозавода ГАЗ в Березовой пойма