Почему UX это так модно, но «ценность сомнительна»?

"В нашей отрасли можно работать и без части про UX,

поэтому её нужность сомнительна" (Rus Krychkov, из фейсбука)


Это интересный вопрос, почему хотя «в нашей отрасли» UX является смыслом и сутью деятельности, но при этом «можно работать и без UX», и вообще «ценность UX сомнительна».


Давайте с самого начала, хоть и совсем коротко, и «на пальцах»…. Любая потребность или проблема требует действий (деятельности), чтобы быть удовлетворенной или разрешенной. Отдаем мы себе в этом отчет или нет, но чтобы потребность была удовлетворена, 1) она должна быть осознана, 2) определен способ ее удовлетворения, 3) для этого способа - предложен порядок действий, решающий проблему, и, наконец, 4) эти действия должны быть осуществлены.


Предметом экономики является случай, когда проблема или потребность есть у одного индивида (ну, или группы), а деятельность по ее удовлетворению осуществляет кто-то другой. Эта картина внешне «смазывается» из-за разделения труда: у человека проблема со здоровьем, и доктор решает, что ему поможет морской климат, супруга предлагает переехать, риэлтор подбирает подходящий участок, архитектор делает проект дома, проектировщики - его проект, строители строят и т.п., и та каждом этапе у всех свои проблемы, свои способы их решения, свои процедуры…


Но есть класс проблем, которые решаются путем построения «человеко-ориентированных интерактивных систем», к числу которых относятся многие веб- или мобильные приложения, некоторые приложения интернета вещей и вообще еще много чего в IT.


К разработчику такой системы заказчик приходит уже 1) осознав потребность, 2) вырвал способ решения (ну, раз пришел именно сюда!), соответственно, требуется самое главное - 3) понять, что требуется для решения его проблемы, ну и, соответственно, 4) все это соорудить, причем «п.3» является тут ключевым!


Но «понять, что требуется от человек-ориентированной интерактивной системы для решения проблемы пользователя, и как это реализовать» - это ведь и есть суть UX!


И вот парадокс: UX это то, ради чего вся система создается, но при этом считается все это можно сделать и «без UX», и «ценность UX сомнительна». Как так?


Все просто: тут путаница между сутью деятельности и ролями тех, кто в команде эту деятельность осуществляет. По факту, понять, что требуется и как это сделать может кто угодно, например, руководитель проекта, ведущий или даже рядовой разработчик, это может быть сделано по образцу другого проекта или быть прямо определено заказчиком. Поэтому и возникает вопрос о роли «отдельно выделенного на UX человека» - скажем, «UX-дизайнера», - если мы и так тут этим всем занимаемся, то зачем нам нужен еще и он?


Но это вопрос из серии «Зачем нам нужен кто-то на маркетинг, если я сам с клиентами общаюсь?», «Зачем нам технический писатель - разработчик и сам может прекрасно написать инструкцию!» или «Зачем нам аналитик, если у нас все проекты типовые?».


Собственно, ответ очевидным образом вытекает из организации технологического процесса: если приложение мастериться умельцем на все руки по принципу Code&Fix или лепится по месту командой энергичных agile-энтузиастов, то понятно, что все эти вопросы становятся риторическими.


А вот если актуальна эффективность деятельности, то и встает вопрос о правильном разделении функций. И тут возможны два базовых варианта: UX является основой и сутью деятельности проектной команды, даже если этот термин и не употребляется, либо проектная команда с выделенными специалистом по UX концентрируется на организации процесса.


Естественно, если процесс проектирования (то есть осознание, что именно надо сделать и как) в общем техпроцессе не выделен («А чё тут думать? Трясти надо!»), то роль специалиста по UX сразу становится вторичной - ну, посоветует что-то по месту как лучше, но «можно и обойтись».


Отсюда видно, что отношение к «UX» - это показатель того, насколько эффективно организована деятельность в компании. И именно поэтому эта тема стала настолько популярной у наших компаний: говоришь, что у тебя «UX/UI» (а, особенно, если еще и «исследования»), то все сразу видят, насколько у тебя все круто. Даже если весь «UX-дизайн» это несколько красивых картинок, которые сделал бывший веб-дизайнер. Но в таких компаниях уже обычно и уборщица - не уборщица, в "оператор клининга", а вахтерша - «reception lady». Ну, тоже показатель, для тех, кто понимает….

8 views0 comments

Recent Posts

See All

Как проектируется робототехническая система?

Давайте рассмотрим общие принципы, взяв условный пример задачи создания робота для сборки урожая помидоров. Прежде всего, надо 1) понять задачу. Пусть в данном случае она в том, чтобы собрать помидоры