Почему UX это так модно, но «ценность сомнительна»?

"В нашей отрасли можно работать и без части про UX,

поэтому её нужность сомнительна" (Rus Krychkov, из фейсбука)


Это интересный вопрос, почему хотя «в нашей отрасли» UX является смыслом и сутью деятельности, но при этом «можно работать и без UX», и вообще «ценность UX сомнительна».


Давайте с самого начала, хоть и совсем коротко, и «на пальцах»…. Любая потребность или проблема требует действий (деятельности), чтобы быть удовлетворенной или разрешенной. Отдаем мы себе в этом отчет или нет, но чтобы потребность была удовлетворена, 1) она должна быть осознана, 2) определен способ ее удовлетворения, 3) для этого способа - предложен порядок действий, решающий проблему, и, наконец, 4) эти действия должны быть осуществлены.


Предметом экономики является случай, когда проблема или потребность есть у одного индивида (ну, или группы), а деятельность по ее удовлетворению осуществляет кто-то другой. Эта картина внешне «смазывается» из-за разделения труда: у человека проблема со здоровьем, и доктор решает, что ему поможет морской климат, супруга предлагает переехать, риэлтор подбирает подходящий участок, архитектор делает проект дома, проектировщики - его проект, строители строят и т.п., и та каждом этапе у всех свои проблемы, свои способы их решения, свои процедуры…


Но есть класс проблем, которые решаются путем построения «человеко-ориентированных интерактивных систем», к числу которых относятся многие веб- или мобильные приложения, некоторые приложения интернета вещей и вообще еще много чего в IT.


К разработчику такой системы заказчик приходит уже 1) осознав потребность, 2) вырвал способ решения (ну, раз пришел именно сюда!), соответственно, требуется самое главное - 3) понять, что требуется для решения его проблемы, ну и, соответственно, 4) все это соорудить, причем «п.3» является тут ключевым!


Но «понять, что требуется от человек-ориентированной интерактивной системы для решения проблемы пользователя, и как это реализовать» - это ведь и есть суть UX!


И вот парадокс: UX это то, ради чего вся система создается, но при этом считается все это можно сделать и «без UX», и «ценность UX сомнительна». Как так?


Все просто: тут путаница между сутью деятельности и ролями тех, кто в команде эту деятельность осуществляет. По факту, понять, что требуется и как это сделать может кто угодно, например, руководитель проекта, ведущий или даже рядовой разработчик, это может быть сделано по образцу другого проекта или быть прямо определено заказчиком. Поэтому и возникает вопрос о роли «отдельно выделенного на UX человека» - скажем, «UX-дизайнера», - если мы и так тут этим всем занимаемся, то зачем нам нужен еще и он?


Но это вопрос из серии «Зачем нам нужен кто-то на маркетинг, если я сам с клиентами общаюсь?», «Зачем нам технический писатель - разработчик и сам может прекрасно написать инструкцию!» или «Зачем нам аналитик, если у нас все проекты типовые?».


Собственно, ответ очевидным образом вытекает из организации технологического процесса: если приложение мастериться умельцем на все руки по принципу Code&Fix или лепится по месту командой энергичных agile-энтузиастов, то понятно, что все эти вопросы становятся риторическими.


А вот если актуальна эффективность деятельности, то и встает вопрос о правильном разделении функций. И тут возможны два базовых варианта: UX является основой и сутью деятельности проектной команды, даже если этот термин и не употребляется, либо проектная команда с выделенными специалистом по UX концентрируется на организации процесса.


Естественно, если процесс проектирования (то есть осознание, что именно надо сделать и как) в общем техпроцессе не выделен («А чё тут думать? Трясти надо!»), то роль специалиста по UX сразу становится вторичной - ну, посоветует что-то по месту как лучше, но «можно и обойтись».


Отсюда видно, что отношение к «UX» - это показатель того, насколько эффективно организована деятельность в компании. И именно поэтому эта тема стала настолько популярной у наших компаний: говоришь, что у тебя «UX/UI» (а, особенно, если еще и «исследования»), то все сразу видят, насколько у тебя все круто. Даже если весь «UX-дизайн» это несколько красивых картинок, которые сделал бывший веб-дизайнер. Но в таких компаниях уже обычно и уборщица - не уборщица, в "оператор клининга", а вахтерша - «reception lady». Ну, тоже показатель, для тех, кто понимает….

Recent Posts

See All